Робомир
Ученики Усть-Наринзорской школы оказались в числе 150000 участников проекта «Кампус Робомир». Её осуществили 125 школ по всей России. В нашем районе такие смены проведены впервые. Коллектив учителей и вожатых вдохновлён уникальным опытом, новыми обязанностями и самообразованием, готов к новым свершениям.
Робот. Это слово появилось в 1921 году. Его изобрёл художник Йозеф Чапек, брат чешского писателя Карела Чапека. С их лёгкой руки образ «искусственных людей, не умеющих любить» предвосхитил научную и литературную мысль, стал символом прогресса. От идеи до устройств прошло короткое время: роботы в промышленности массово появились в 1950-60-х годах. Лидером роботизации стала и остаётся Япония.
Сегодня без роботов многим быт в тягость, развлечения не в радость. Фантастические фильмы, электронные игры для детей и взрослых, пылесосы и мультиварки. Манипуляторы-конвейеры и программируемые станки для космоса и энергетики, машиностроения и диагностики – уже вполне обыденные явления. Редкая неделя проходит без новостей о роботе с приставкой «футболист, гид, пожарный, музыкант». Такие репортажи ещё удивляют, хотя у каждого второго в кармане обитает голосовой бот Алиса. На многие киберустройства мы глядим ленивыми потребителями, не задаваясь вопросами: как, почему, откуда? Пользуемся себе – и хотим что-то поновее, недорого, желательно, не в кредит. О робототехнике я стал слышать особенно восторженное года четыре назад. Мол, новый досуг для школьников, мол, как интересно! Ах, кванториумы, ах, образовариумы, ах, айти-кубы! И одновременно, но чаще обречённо о бюджете вопроса, о дефиците специалистов и кому всё это здесь надо. Как оказалось – надо.
В феврале текущего года Минпросвещения России объявило конкурс на финансирование по национальной программе «Цифровая экономика». Пакет документации и заявку на грант оперативно подготовила Усть-Наринзорская школа. Чего это стоило инициативной группе под руководством директора школы Ивана Андреевича Магона – отдельная история. Однако – свершилось. Школа оказалась в списке победителей. Это произошло 1 апреля 2020 года. Какой же веер искушений раскинулся перед коллективом – глаза разбегались! Особенно при виде каталогов с материалами и оборудованием для лагеря «Кампус Робомир». От радости и растерянности оправились быстро. Ещё бы: конец учебного года, прелести дистанта-удалёнки, график летних отпусков, традиционный ремонт, вполне закономерные сомнения, проблемы софинансирования и неумолимый ФЗ-44 о госзакупках…
И вот раздаётся в редакции телефонный звонок: приглашают 27 ноября на закрытие 3-й робосмены. В составе скромной делегации едем. Строгий санфильтр на входе. Улыбающийся директор. Тёплые приветствия менеджеров. Справедливые порицания за опоздание. Раскаянно отшучиваемся, просим прощения. Входим в аудиторию, как оказалось, кабинет информатики. Оказываемся в первом ряду. У школьников и вожатых – одинаковые жёлто-зелёные галстуки, белые футболки и рубашки. На фоне баннеров «Кампус. Моё цифровое будущее» это создаёт хорошее ощущение инаковости. Ощущение итогов большой работы. Предчувствие не подвело.
В последующий час моё сознание находилось в довольно любопытном лабиринте. В нём нашлось место и не совсем ожидаемому гостю – им стал любопытный и чуть комичный пришелец с далёкой планеты. И видеоэкскурсии в прошлое. И новому источнику энергии, созданному под песню из мультфильма «Фиксики». И мини-лекциям по математике. И, естественно, наблюдениям за испытаниями протороботов.
Даже школьникам было новинкой узнать, какая обстановка предшествовала работе Кампуса. Законченный было ремонт в кабинете информатики сменился новым: нужно было соблюсти стилистические требования к помещениям – ведь «Кампус» позиционирован как всероссийский.
Это уже воспоминания: обдирка недавно покрашенных стен, мешки цемента, шпатлевание, электромонтаж. Потом было расписание уроков и параллельно подготовка программы и проведение трёх смен. Наряду с робототехникой, дискретной математикой и основами программирования ребята занимались танцами, живописью, оригами, виртуальным конструированием, сценическими этюдами. Отдельные эпизоды и результаты обучения в Кампусе стали ядром праздника. Главное слово было у школьников – их учителя переживали «за кулисами». Волнения, однако, утихли своим чередом.
Так, Костырева Вероника уверенно и доходчиво начала лекцию о теории графов: мы узнали об исследованиях Леонарда Эйлера. Далее звучал доклад Соколовой Виктории: публика пыталась решать способом графов весьма хитрые задачи на логику. Изюминкой этой части доклада стало сообщение, что теория графов позволила школьницам рассчитать схему эффективной транспортной доступности для сёл Сретенского района. Завершила лекцию Соснина Наталья сообщением о том, как мышление на основе графов помогает в учёбе, быту, в научных изысканиях. Нелишне упомянуть, что эта экспресс-лекция сопровождалась настоящей магией, когда от движений рук в воздухе на большом экране сменялись изображения, надписи, сложные геометрические фигуры.
Следующий доклад Ковалёнок Ирины был о создании трёхмерных виртуальных моделей, о программе «Компас-3D», о конструировании интерьеров дома. Общее любопытство вызвали декоративные изделия, напечатанные из пластика на принтере. Процедура такого печатания пока занимает 5-8 часов, но руководители лагеря уже видят возможности для расширения парка техники. В этой группе также работали Попова Виктория, Трофимов Егор, Левчугов Алексей, все семиклассники.
Вторым отделением праздника стала демонстрация образцов роботехники. Девятиклассник Горевой Никита первым представил своё изделие – «робот-цветосортировщик». Лично я от доклада юноши испытал тихий восторг на грани с белой завистью. Собранный робот разговаривал с Никитой на английском языке – и их взаимопонимание было явным. Программу для робота Никита придумал и составил самостоятельно – и изделие без сбоев продемонстрировало заложенный в ней алгоритм: лента мини-транспортёра мерно двигалась, цветные блоки передвигались и ложились в нужном порядке. Учиться бы парню дальше в этой школе, чтобы передавать опыт младшим товарищам и помогать учителям – только вот класс его выпускной.
Восьмиклассники Гаученов Дмитрий и Швецов Никита в сотрудничестве собрали «робот-добытчик-бур». Насколько оригинально выглядела их конструкция, оборудованная многогранной фрезой, настолько и искренним был интерес к ней у присутствующих. Данил Пивоваров и Бунаков Сергей в своём партнёрстве продемонстрировали робота-перевозчика. По их задумке машина способна с помощью сенсоров выехать на заданный маршрут, найти и механической рукой поднять груз и перевезти его на базу. Немного позднее узнали мы и о разработке Нацибулина Ильи и Котова Назара: их робот-помощник проходит модернизацию программы, поэтому коллективу и гостям школы будет чему подивиться. Всем своим машинам юноши предусмотрели свойства вездеходов, мягкие гусеницы, запрограммировали функции облегчить труд сельских тружеников. Особенно отрадно, что в моей короткой беседе каждый уверенно размышлял о своих будущих профессиях, о продолжении учебных опытов в робомеханике. Впечатлили меня и отдельные интерьеры: стильно, фантастично и многообещающе. На доставке новая мебель.
Под занавес юные роботехники получили неожиданные награды-девайсы. Поощрены вожатые лагеря и все группы активистов.
Сегодня младшие школьники с горящими глазами настойчиво осаждают педагогов с вопросами: а когда нам? когда мы? Всему свой черёд, своё время. Добровольное и внеурочное. И очень важно, что в этой школе оно есть.