О новых требованиях в сфере регулирования отношений, связанных с оборотом древесины
Опубликован и частично вступил в силу Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (далее -Закон).
Законом предусмотрено поэтапное введение новых требований к регулированию отношений, связанных с оборотом древесины. Так, установлено, что с 1 июля 2021 года вступают в силу положения новой статьи 96.2 Лесного кодекса РФ, которыми на территории России вводится федеральный государственный надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.
Предметом государственного надзора в сфере оборота древесины будут являться:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных ЛК РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней;
2) соблюдение гражданами требований, установленных ЛК РФ и другими нормативно-правовыми документами, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере перевозки древесины.
Организация и осуществление государственного надзора в сфере оборота древесины регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных статьей 96.2. ЛК РФ. К примеру, при организации и проведении в рамках государственного надзора внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о начале проведения такой проверки не потребуется.
Кроме того, до июля 2021 года компании и индивидуальные предприниматели могут создавать сопроводительные документы и отчеты об использовании лесов для заготовки древесины в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней (https://lesegais.ru/) или в спецпрограмме. Нужно отметить, что с июля 2021 года до января 2023 года ряд документов нужно подавать в электронном виде через Госуслуги или ЕГАИС. Это касается лесных деклараций, отчетов об использовании и охране лесов от пожаров. В настоящее время компании и индивидуальные предприниматели вправе составлять и подавать большинство документов на бумаге. Такая возможность будет исключена.
Новые нормативные положения затронут хранение и переработку древесины. С июля 2021 года до января 2023 года хранить древесину после ее вывоза с лесосеки по общему правилу разрешат только на складах, сведения о которых внесли в ЕГАИС. Переработка будет возможна лишь на объектах, указанных в этой системе.
Особенности заготовки древесины гражданами для собственных нужд
Граждане имеют право заготовить древесину для собственных нужд (строительства, ремонта и/или реконструкции жилых домов, строительства, ремонта хозяйственных и дачных построек, строительства и/или ремонта ограждений земельных участков, отопления жилых домов, хозяйственных построек и дачных строений) в порядке и по нормативам *, установленным положением главы 1 Закона Забайкальского края от 16 октября 2008 г. № 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации». Для этого необходимо подать в письменной форме заявление о заключении договора в Сретенское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края».
Граждане к заявлению о заключении договора прилагают следующие документы:
1. для строительства, ремонта и/или реконструкции жилого дома – копию паспорта, доверенность (для представителя); копию документа, удостоверяющего права на жилой дом, копию правоустанавливающего документа на земельный участок;
2. для строительства и/или ремонта хозяйственных, дачных построек, ограждений земельных участков - копию паспорта, копию правоустанавливающего документа на земельный участок;
3. для отопления жилых домов, хозяйственных построек и дачных строений- копии паспорта, доверенности (для представителя), копию документа, удостоверяющего право на жилой дом, справку от председателя садоводческого, огороднического или некоммерческого объединения об отапливаемой площади (для владельцев дачных строений).
____________________________________________________________
* В Забайкальском крае установлены следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:
- для строительства жилых домов не более 200 м3 один раз в 50 лет;
- для ремонта и/или реконструкции жилых домов не более 20 м3 один раз в 10 лет;
- для строительства хозяйственных, дачных построек не более 20 м3 один раз в 10 лет;
-для ремонта хозяйственных, дачных построек не более 10 м3 один раз в 10 лет;
- для строительства и/или ремонта ограждений земельных участков 5 м3 на участок один раз в 5 лет;
- для отопления жилых домов и хозяйственных построек (при наличии печного отопления) - 0,5 куб. метра древесины на 1 кв. метр отапливаемой площади ежегодно, но не более 45 куб. метров на участок ежегодно;
- для отопления дачных строений 3м3 на участок, ежегодно.
Осуществление заготовки древесины для обеспечения муниципальных нужд
Заготовка древесины для обеспечения муниципальных нужд осуществляется на основании ч.2 статьи 29.1. Особенности заготовки древесины отдельными категориями лиц Лесного Кодекса Российской Федерации: «В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений».
Потребность в дровяной древесине определяется с учетом нормативов потребления коммунальных услуг на территории поселения. Утверждение нормативов потребления коммунальных услуг на территории поселения входит в компетенцию органов местного самоуправления поселения**
____________________________________________________________
** В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ нормативы потребления коммунальных услуг, к каковым относят услуги на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), используются для расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии соответствующих приборов учета. Согласно нормам, закрепленным статьей 157 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утверждение нормативов потребления коммунальных услуг относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) организация в границах соответствующего муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения, но не к вопросу местного значения муниципального района. В соответствии со статьей 7 Федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, издание которых согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона является одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Следовательно, в рамках решения вопроса местного значения по организации в границах поселения снабжения населения топливом к компетенции органов местного самоуправления поселения относится издание муниципального правового акта, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг в поселении. В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять данное полномочие только в рамках заключенного с органами местного самоуправления поселения соглашения о передаче им осуществления полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг в поселении.
Осуществление заготовки древесины отдельными категориями лиц
Заготовка древесины отдельными категориями лиц осуществляется на основании ч. 4 статьи 29.1. Особенности заготовки древесины отдельными категориями лиц Лесного Кодекса Российской Федерации: «В лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений».